Знакомьтесь, Николай Васильевич Гоголь: человек и пароход.
Старейший пароход России, находящийся в эксплуатации, уникальный памятник отечественного судостроения, живой символ Архангельской области и достопримечательность русского Севера — это всё он, пароход-колёсник «Николай Васильевич Гоголь».
Ходящая по Северной Двине энциклопедия. Ветеран. Дед. Ему 100 лет в обед было в 2011 году, а в этом году исполнилось все 110! И он в строю, на ходу, при памяти и в добром здравии.
Нуждается ли эта легенда в рекламе?
Кажется, нет. Кажется, сарафанное радио давно разнесло всю информацию о пароходе от Пскова до Чукотки и чтобы урвать билет на «Гоголя» нужно занимать очередь рано утром, подключать связи, клянчить, платить три цены. Но это только кажется.
В Архангельской области пароход любим, обожаем, почитаем и уважаем, но за пределами области о нём знают немногие.
Попробуем исправить ситуацию. Знакомьтесь, Николай Васильевич Гоголь: человек и пароход.
В конце мая «Гоголь» открывает юбилейную, 110-ю, навигацию и мы настойчиво рекомендуем вам записаться на прогулку, если будете в тех краях. И даже если не планировали.
UPD: в 2022 году «Гоголь» по-прежнему в строю — ура! Билеты подорожали всего на 100 рублей.
Меньше всего хочется пугать словами о том, что каждая навигация для колёсника может стать последней, но когда палки в эти самые колёса вставляет то администрация области (запрещая ходить между Северодвинском и Архангельском), то Коронавирус (запрещая вообще всё), когда причалы не строятся, пристани не ремонтируются, когда обслуживание судна дорожает, когда всё держится на энтузиазме отдельных людей и когда тебе, в конце концов, 110 лет, то становится тревожно.
В 2021 году «Гоголь» будет ходить по Двине уверенно и гордо: расписание опубликовано, юбилей никто не омрачит (но это не точно). А что будет в 2022 году — узнаем в 2022 году.
Туров не то чтобы много (тем более по сравнению с прошлыми годами), но выбрать есть из чего:
- туры на 3-4 дня по маршруту: Архангельск — Брин-Наволок — Новинки — Архангельск (дорого);
- двухчасовые прогулки по Северной Двине (1250 рублей с человека);
- тур на 9 часов с остановкой в Малых Карелах (3000 рублей с человека);
Плюс проводят экскурсии для школьников, тематические выезды, пивные фестивали, а в честь юбилея обещали приготовить сюрприз — возможно, какой-то интересный маршрут.
В копилку: в Архангельской области запустили обзорные полёты на Ан-2.
Теперь, когда вы забронировали место на борту «Гоголя» и немного успокоились, поговорим об истории парохода.
Весной оба парохода успешно сдали тесты на маршруте «Сормово — Балахна», после чего двинули на Северную Двину. Здесь всё и закрутилось.
«Гоголь» встал на маршрут «Архангельск — Вологда», на котором трудился, перевозя пассажиров и грузы, много лет.
Пассажиры были в восторге. Особенно пассажиры первого и второго класса: буфет, библиотека, ванны, простыни, «хруст французской булки» и вот это вот всё. Можно было позвонить в колокольчик и тебе в номер принесут кока-колу. Ну или что там пили товарищи из первого и второго класса в начале 20 века?
Пассажиры третьего класса путешествовали на нижней палубе, вместе с грузом. Грустно? Зато быстро — аж 20 вёрст в час (21 км/ч).
Дров для движения парохода нужно было много — 40 кубометров в сутки. Поэтому примерно через каждые 200 вёрст на пристанях устраивали склады с дровами.
Так и ходили. В 1918 году судно национализировали, в войну пароход стал плавучим госпиталем, перевозил раненных и грузы, снова и снова возвращаясь на маршрут.
В 1972 году судно приобрело машиностроительное предприятие «Звёздочка» (г. Северодвинск) для организации отдыха трудящихся. И стало как-то спокойней: колёсник исправно обслуживается и ремонтируется и не стоит без дела летом. После ремонта пароход был переоборудован в плавучую базу отдыха (вместимость сократилась до 140 пассажиров).
С тех пор на «Гоголе» успели побывать многие: от короля Швеции Карла XVI Густава до Кубка Стэнли, который привёз в город Дмитрий Афанасенков в 2004 году.
Побывайте и вы.
За более чем вековую историю пароход много раз ремонтировали, латали, кроили и модернизировали, о чём говорят 4 закладные доски.
1911 — дата строительства парохода, 1941 и 1959 — даты капитальных ремонтов Велико-Устюгским судоремонтным заводом, 1996 — модернизация судна, выполненная ЦС «Звёздочка».
Каюты и зоны общего пользования привели в надлежащий вид, сохранив атмосферу.
Единственное, что осталось практически без изменений — это машинное отделение, 90% всех механизмов здесь с 1911 года, фантастика!
Полюбуйтесь.
И колёса. Колёса всё так же крутятся по очень хитрой схеме.
«при вращении колёса заходили в воду не плоскостью, чтобы не было шлепка, а ребром. Под водой плицы разворачивались перпендикулярно касательной к окружности обода колеса, а при выходе из воды снова поворачивались ребром к водной поверхности»(из книги «Н.В.Гоголь. Из века в век»).
Самое приятное: можно (и нужно) записаться на экскурсию по пароходу, по ходу которой вам всё покажут и расскажут, дадут что-нибудь потрогать и понажимать, куда-нибудь ударить и чем-нибудь погудеть. Счастье!
Кажется всё. Тем, кому букв и картинок не хватило, предлагаем посмотреть мини-фильм. Всем остальным желаем больших и душевных путешествий по Поморью. Да и вообще — везде и всюду.
Фото: «Помор-Тур», ЦС «Звёздочка».
Не болейте! Уберите руки от лица.
Слушайтесь маму. Слушайтесь отца.
А теперь подвал с ссылками, без которых путешествие — не путешествие.
Любые билеты на aviasales.
Любое жильё на Букинге, Airbnb или hotelscombined.
Оформляете страховку? Мы — в каждую поездку. Наши друзья из Росгосстрах дарят скидку 25% по коду Vandrouki и защитят вас в случае возникновения различных непредвиденных обстоятельств. Кстати, код действует и на другие продукты :)
А ещё у нас есть фирменный магазин, в котором вы можете заказать нашу настольную игру или ещё что-нибудь хорошее. По промокоду DLYAVNIMATELNIH — скидка 11%.
Ну а если вы просто добрый малый и хотите помочь нам в эти грустные для путешествий времена, то пожалуйста. Вот ссылка.
Наша группа Вконтакте, наш Facebook, наш Telegram, наш twitter. Всё наше.
Комментарии: